ФЭНДОМ

Анна и Элизабет (1933)
Posterside-left
Анна и Элизабет (1933)
Posterside-right
Тематическая карта

Anna und Elisabeth

Imdb 31x14 7.4   

Художественный фильм 1933 года режиссёра Франка Висбара. Главные роли в фильме исполнили Герта Тиль и Дороти Вик, снявшиеся ранее в картине «Девушки в униформе».

Владелица богатого поместья Элизабет прикована к инвалидной коляске. Врачи заявляют, что её случай безнадёжен. В это время в поселке рядом с поместьем разносится слух, что девушка Анна способно исцелять больных и воскрешать мёртвых. Полная отчаянья Элизабет зовёт Анну к себе. И чудо свершается. Но кто на самом деле Анна — посланный Богом целитель или обычный человек, случайно оказавшийся в роли чудотворца?

Герта Тиль Анна, девушка из поселка
Дороти Вик Элизабет, хозяйка поместья Салис
Матиас Виман Матиас Теста, друг Элизабет
Мария Ванк Маргарет, сестра Элизабет
Карл Балхаус Мартин, друг Анны
Вилли Кайзер-Гейл пастор
Рома Бан Мэри Лейн, журналистка из Нью-Йорка
Дороти Тисс мать Анны
Карл Вери отец Анны
Карл Платен поселковый доктор
Filigree-right Эхо «Девушек в униформе» Filigree-left

Снятый через два года после «Девушек в униформе», фильм «Анна и Элизабет» хотя и не повторяет их сюжета, тем не менее задействует тех же актрис на главные роли и делает отношения между героинями основной темой. Но теперь задачей было показать, что отношения эти «больны» по своей сути. Параллели с «Девушками» заключаются не только в выборе тех же самых актрис и в повторении имени героини Дороти Вик (в «Девушках» её персонажа также звали Элизабет). Финал картины, когда Анна интуитивно предчувствует самоубийство Элизабет, напрямую отсылает к финалу фильма 1931 года, где фройляйн фон Бернбург внезапно прерывает разговор с директисой и бросается в коридор, ощущая, что с Мануэлой может случиться беда. Но если Мануэлу удаётся спасти, то в «Анне и Элизабет» героине суждено умереть. Смерть в конце может рассматриваться как освобождение Элизабет от собственного лесбианизма и освобождение Анны от власти Элизабет. Если «Девушки» символизировали борьбу с авторитаризмом и могли рассматриваться как провозглашение свободы для гомосексуализма, то символизм «Анны и Элизабет» в показе гомофобии связывает последнюю с нацистской идеологией. Мартин, к которому прибегает Анна за помощью, — добропорядочный и уверенный в себе ариец, противопоставленный как немощной Элизабет, так и её больному туберкулёзом другу Матиасу. С этой точки зрения самоубийство Элизабет может пониматься как отзвук евгенических идей нацизма: инвалиды должны удаляться из общества, насильственно или же по собственной воле. Зловещая и истероидная атмосфера фильма будто призвана «задавить» то эмоциональное раскрепощение, что провозглосили «Девушки в униформе». Однако чувства главных героинь оказалось невозможным скрыть. Между девушками действительно существует глубокая эмоциональная связь: именно она ввергла Анну в сильнейшие переживания, когда она интуитивно почувствовала желание Элизабет покончить с собой. Ночь перед проверкой способностей Анны девушки проводят вместе. Эта ночь, не показанная на самом деле, обрамлена крупными планами лиц героинь: вечерним, когда Элизабет смотрит сверху вниз на своего идола, и утренним, когда Анна готова подчиниться желаниям Элизабет и пойти исцелять. Эротичность данного момента словно противостоит всему предшествующему повествованию и заставляет предположить глубочайшую преданность там, где раньше виделось лишь порабощение. Предназначенный погасить ту эмоциональную свободу, что провозглашали «Девушки в униформе», фильм «Анна и Элибет» лишь подчеркнул её. Напряжение, которое возникало от просвечивающего лесбийского контекста фильма с одновременной попыткой его отрицания, настолько явственно заявляло о непосредственном существовании и силе лесбийских чувств, что фильм был запрещен уже через две недели после выхода[1].

  1. Richard Dyer Less and More than Women and Men: Lesbian and Gay Cinema in Weimar Germany  (англ.) // New German Critique. — New German Critique, Autumn, 1990. — В. Special Issue on Weimar Mass Culture. — № 51. — С. 58.