ФЭНДОМ

Вампирша-лесбиянка

Кадр из фильма «Любовницы-вампирши» (1970). Вампирша Кармилла соблазняет жертву, молодую девушку Эмму Мортон

Вампирша-лесбиянка (англ. Lesbian vampire) — киноштамп, возникший в кинематографе в 20 веке, сутью которого является показ влечения женщины-вампирши, антагониста произведения, к молодой девушке, своей жертве, — протагонисту сюжета. Вампирша-лесбиянка — один из самых устойчивых образов в истории кино[1]. Корнями образ уходит к готической новелле ирландского писателя 19 века Джозефа Шеридана Ле Фаню «Кармилла». В 1970-х годах использование этого киноштампа стало настолько массовым («Любовницы-вампирши» (1970), «Вампирши-лесбиянки» (1971) и др.), что данный вид фильмов образовал собственный поджанр фильмов ужасов[2]. В 1960-х и 70-х годах фильмы о вампиршах-лесбиянках, массово производимые такими режиссёрами как Хесус Франко и Жан Роллен, символизировали период маргинализации европейского хоррора[3].

В качестве одной из основ столь устойчивого штампа, нашедшего отражение во многих фильмах, может рассматриваться страх мужчин перед вышедшей из-под контроля женской сексуальностью[4]. Как итог, вампирша-лесбиянка в фильмах всегда оказывается проигравшей стороной, она наказана и побеждена. Но даже несмотря на это, её образ остаётся одним из самых важных в аспекте отражения лесбийских отношений в кинематографе[5]. Быть изображенной чудовищем — вот, кажется, удел всех женщин, чьё сексуальное поведение отличается от общепринятых норм[6], причём жанр тут не играет особой роли, и вампирш можно считать лишь наиболее примитивным выражением такой позиции.

В восприятии фильмов о вампирах лесбийской аудиторией важен тот момент, что тайна вампира, вынужденность скрывать свой образ жизни, может восприниматься зрительницами в процессе просмотра картины как отсылка к собственной, зачастую сокрытой от общества сексуальности. И осознанная наивность фильма может доставлять эстетическое удовольствие, не требуя выступать самой в качестве жертвы, необходимой по сюжету[7]. Особая сексуальность, присущая героям-вампирам и героиням-вампиршам, всегда особенно подчёркивается. Притяжение, возникающее между вампиршей и жертвой, может быть оценено как метафора сексуального контакта. Именно поэтому картины, где присутствует женщина-вампир, возможно трактовать как содержащие лесбийские мотивы. К примеру, фильм 1936 года «Дочь Дракулы» имел весьма большие сложности при рассмотрении его Production Code Administration как раз в связи с лесбийским подтекстом, обнаруженным в картине[2]. Фильм считается первой картиной, где намекается на лесбийскую сущность влечения вампирши к своей жертве[8]. В сцене, где к дочери Дракулы, Марии Зелеска (в исполнении Глории Холден), приходит для позирования Лили (Нэн Грей), вампирша, охваченная непреодолимым влечением, нападает на полураздетую девушку.

Наряду с образами женоподобных мужчин, характерных для голливудских фильмов 1930-х[9], наряду с образами гомосексуалистов-злодеев, образ вампирши-лесбиянки показывает, как кинематограф отражает наши представления о гомосексуальности и, одновременно, как он влияет на них[10].

Примечания Править

  1. Andrea Weiss Vampires and Violets: Lesbians in Film. — Penguin Books, 1993. — P. 84. — 184 p.
  2. 2,0 2,1 Harry M. Brenshoff and Sean Griffin Chapter III. "Those Wonderful People Out There in the Dark": Queer Audiences and Classical Hollywood Cinema // Queer images : a history of gay and lesbian film in America. — USA: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2006. — P. 76. — 321 p. — ISBN 0-7425-1971-6
  3. Дмитрий Комм Eurohorror: латинская школа. Искусство кино, № 9, 2000 (сентябрь 2000) (русск.) Архив 2-8-11.
  4. Harmony H. Wu International Gay & Lesbian Review (1993) (англ.) Архив 4-4-11.
  5. Andrea Weiss, 1993, p. 104
  6. Елена Плахова Женщина. Сеанс, № 13 Память о смысле. Глава 4. Космос Бергмана. (русск.) Архив 4-8-11.
  7. Andrea Weiss, 1993, p. 108
  8. Tudor, Andrew Monsters and Mad Scientists: A Cultural History of the Horror Movie. — Blackwell Publishing, 1989. — P. 31. — ISBN 063116992X
  9. Harry M. Brenshoff and Sean Griffin Chapter I. From Pansies to Predators: Queer Characters in Early American Cinema // Queer images : a history of gay and lesbian film in America. — USA: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2006. — P. 24. — 321 p. — ISBN 0-7425-1971-6
  10. The Celluloid Closet. About the Production. Sony Pictures Classics История создания фильма «Целлулоидный чулан». (англ.) Архив 2-8-11.

На других языках
en es

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики