ФЭНДОМ

Девушки в униформе (1931)
Posterside-left.svg
Девушки в униформе (1931).jpg
Posterside-right.svg
Тематическая карта

Mädchen in Uniform

Imdb 31x14.png 7.8   

Художественный фильм 1931 года режиссёра Леонтины Саган, снятая по роману и пьесе Кристы Винслоу «Вчера и сегодня» («Gestern Und Heute»). Рассматривается как первый фильм о лесбийской любви[1]. Является культовым фильмом среди лесбиянок[2]. В 1933 году был снят фильм «Анна и Элизабет» с участием Герты Тиль и Дороти Вик, также затрагивающий тему лесбийских отношений. Всеобщее признание фильма обусловлено мастерской работой режиссёра, которая смогла сочетать классицизм форм с предельной кинематографической утончённостью. Затрагиваемая тема зарождающейся подростковой чувствительности, решённая с подлинной деликатностью, ещё долгие годы не найдёт столь аккуратного воплощения, вплоть до «Реки» Ренуара. С «Девушек в униформе» начинает отчёт мода на школьные женские фильмы[3].

Четырнадцатилетняя Мануэла фон Майнхардис оказывается в школе-пансионате для девушек. Восхищение перед одной из преподавательниц, фройляйн фон Бернбург, пробуждает в Мануэле чувство сильной привязанности, которое оказывается неуместно в жестких рамках школы и приводит к драматическим последствиям.

Технические приемы и работа режиссера Править

В использовании новых звуковых средств Саган, ученица Макса Рейнхардта, была самым продвинутым режиссёром предвоенной Германии[1]. Не только аккуратное использование диалогов, но также применение звука как метофоры (например, звуки горна в начале и конце фильма), создание особой атмосферы, когда девушки перешептываются, обмениваясь секретами, перекликающийся звук имени Мануэлы в финальных сценах — всё это подтверждает высказывание критика[1]:

« С этой работой («Девушки в униформе»), германские фильмы со звуком достигли своего высшего уровня.
»

Зигфрид Кракауэр также отметил работу Саган. Он обратил внимание на её способность наделять кадры «символической силой света». Применение Саган теней не только создает глубину на плоском экране, но также способствует более точной передаче смысла и атмосферы. Кинематография Саган — прекрасный пример того, что Айснер называла «настроением» — игра света вызывала отклик в сердце[1]. Решение освещения и показ лестницы в школы — примечательный пример работы Саган со светом. Стремящиеся вверх тени и глубина центральной части лестничного колодца символизируют напряжение, в котором живут девушки, в контрасте с яркоосвещенными парадными ступеням главного холла, по которым ученицам запрещено подниматься. Саган также явилась первой, кто применил прием наложения крупных планов лиц двух персонажей для показа глубокой психологической связи, существующей между ними[1]. Саган использует его, отображая моменты сильного притяжения между фройляйн фон Бернбург и Мануэлой. Тридцать лет спустя этот способ использовал Ингмар Бергман в фильме «Персона» для достижения аналогичного эффекта. В монтажном плане картина соединяет элементы повествовательного и ассоциативно-образного типов монтажа, которые дополняют друг друга и создают атмосферу, которая не могла бы быть достигнута применением лишь одного из них[1]. Начало фильма показывает отдельные кадры Потсдама с каменными башнями, статуями, скульптурами воинов, чередующиеся показом шагающих строем девушек в униформе, вводя зрителя в атмосферу будущей истории — Пруссию в период перед Первой мировой войной. Дальнейший рассказ, ограниченный исключительно стенами школы, ведется повествовательным монтажом. Но периодически в него вновь вкрапляются статичные кадры милитаристского патриархального мира, окружающего место действия. Зрителю напоминают, что хотя школа — это женская обитель (в ней нет ни одного мужчины), но она находится в авторитарном мужском обществе. С помощью такой структуры монтажа получается создать в фильме замкнутый женский мир, отгороженный от внешнего мира[1]. В интервью 1980-го года Герта Тиль (Мануэла фон Майнхардис) приписывает заслуги по созданию фильма мужской части съемочной группы: Карлу Фрёлиху, Францу Ваймару и др. Саган, по её мнению, слишком мало знала о том, как задумал фильм Карл Фрёлих[2].

Герта Тиль Мануэла фон Майнхардис, воспитанница
Дороти Вик Фройляйн фон Бернбург, учительница
Эллен Шваннеке Ильза фон Вестхаген, воспитанница
Эмилия Унда Фройляйн фон Нордек зур Нидден, директриса
Хедвиг Шлихтер Фройляйн фон Кестен, старшая воспитательница
Гертруд де Лальски Её Превосходительство фон Эренхард, тетя Мануэлы
Марта Хайн Герцогиня, попечительница школы
Лин Бердольт Фройлян фон Гаршнер, учительница
Лизи Шнеербах Мадемуазель Ойле, учительница
Маргори Бодкер Мисс Эванс, учительница
Эрика Манн Фройляйн фон Атемс, учительница
Ильза Эсер Элиза, кастелянша
Ильза Винтер Марга фон Рассо, воспитанница
Шарлотта Витхауэр Ильза фон Трайшке, воспитанница
Эрика Бибрах Лилли фон Каттнер, воспитанница
Этель Решке Ода фон Ольдерслебен, воспитанница
Аннмари фон Рошхаузен Эдельгард, графиня фон Менгсберг
Ильза Вигдор Барбара фон Беккендорф, воспитанница
Барбара Пирк Миа фон Воллин, воспитанница
Дорис Талмер Маришен фон Экке, воспитанница
Filigree-right.svg Судьба фильма Filigree-left.svg

Нацистский режим, пришедший к власти через два года после создания фильма, включил картину в список запрещенных. Впервые после выхода на экран фильм был показан широкой публике лишь в 1970-х годах[2]. В 1977 году фильм показали по германскому телевидению. Позднее «Девушки в униформе» вышли на видеокассете с английскими субтитрами в США (1994) и Великобритании (2000), выпущенные British Film Institute.

Filigree-right.svg Значение Filigree-left.svg
« То, что вы называете грехом,
я называю великим духом любви,
имеющим тысячи форм.
Элизабет фон Бернбург (персонаж фильма)
»

Картина «Девушки в униформе» повсеместно пользовалась огромным успехом. В Германии она считалась лучшим фильмом года[4]. Успех сопутствовал фильму не только в Германии, но также по всей Европе, в США и даже в Японии[2]. При выходе фильм был воспринят прессой как картина, рассматривающая проблемы юношеского периода, а также как протест против системы обучения, существовавшей в Пруссии. Тема лесбийских отношений не упоминалась. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» видела в фильме «драму девушки, томящейся по нежности и сочувствию, которые противопоставляются суровой насильственной системе воспитания в закрытых школах»[4]. Постановка пьесы, на которой основан фильм, осуществлялась несколько раз с разными актёрами. Герта Тиль, исполнившая роль Мануэлы фон Майнхардис в фильме, играла её и на сцене. В одной из постановок роль фройляйн фон Бернбург играла массивная почти пятидесятилетняя женщина. В силу этого чувства между учительницей и ученицей не могли интерпретироваться иначе, как в русле «материнской симпатии». Однако в других постановках пьесы лесбийский мотив прорабатывался очень тщательно[2]. Изменения, внесенные продюсером Карлом Фрёлихом в сюжет фильма, были продиктованы его желанием обеспечить больший успех проекту. Название пьесы «Вчера и сегодня» он заменил на «Девушки в униформе», посчитав его более удачным. «…Они будут думать, что там будет множество девушек в униформе, они будут прыгать и показывать свои ноги». По этой же причине вопрос об истинной природе взаимоотношений женщин он намеренно оставил открытым, чтобы фильм был приемлем для мужской аудитории[2].

« Это может быть началом лесбийской любви, также это может быть любовью ребенка, но в любом случае — это любовь[2].
Герта Тиль (Мануэла фон Майнхардис), интервью 1980 года.
»

В настоящее время картина считается одним из самых известных германских фильмов ранней эры кинематографа, затрагивающих вопросы гомосексуальности[5].

Filigree-right.svg Награды Filigree-left.svg

Награды
Kinema Junpo Awards 1932 Kinema Junpo Award Лучший фильм на иностранном языке «Девушки в униформе»
Венецианский кинофестиваль 1932 Приз по результатам опроса зрителей За техническую безупречность Леонтин Саган
Filigree-right.svg Интересные факты Filigree-left.svg
  • В фильме нет ни одного персонажа мужского пола.
  • «Девушки в униформе» — первый германский фильм, созданный кооперативным способом. Компания Deutsches Film Gemeinschaft была создана специально для этого проекта. Затраты по созданию картины распределялись между актёрами и командой создателей.
  • После показа фильма в Румынии, от местных дистрибьюторов пришло письмо с просьбой: «Пожалуйста, еще 20 метров с поцелуем» (Please, twenty more metres of kissing) [2]. Речь идет о сцене, где фройляйн фор Бернбург целует Мануэлу в губы. Двадцать метров пленки эквивалентны примерно полуторам минутам на экране.
  • Прототипом Мануэлы фон Майнхардис для романа и пьесы послужила одна из одноклассниц Кристы Винслоу, с которой та училась вместе в Empress Augusta boarding school. Девушка действительно бросилась с лестницы. Она выжила, но хромала всю оставшуюся жизнь. Уже будучи взрослой она присутствовала на премьере фильма[2].
  • Первоначальный замысел предполагал, что Мануэла прыгнет с лестницы в конце фильма. Однако затем Карл Фрёлих поменял решение, и Мануэлу спасают от самоубийства ученицы.
  • Дороти Вик и Герта Тиль, сыгравшие учительницу и ученицу, родились в один и тот же год. На момент съемок им обеим было 23 года.
Filigree-right.svg Примечания Filigree-left.svg
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 International dictionary of films and filmmakers / editors, Tom Pendergast, Sara Pendergast. — 4th ed. — USA: St. James Press, 2000. — Т. 1. Films. — С. 731. — 1503 с. — ISBN 1-55862-450-3
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Mädchen in Uniform на сайте университета. La Trobe (англ.) Архив 29-3-11.
  3. Клод Бейли 1931. Девушки в униформе // Кино: фильмы, ставшие событиями / В. М. Кислова, Н. М. Фарфель. — СПб: Академический проект, 1998. — С. 106. — 400 с. — ISBN 5-7331-0127-Х
  4. 4,0 4,1 Зигфрид Кракауэр От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино = From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. — Москва: Искусство, 1977. — С. 233. — 320 с. — 10 000 экз.
  5. Harry M. Brenshoff and Sean Griffin Queer images : a history of gay and lesbian film in America. — USA: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2006. — С. 24. — 321 с. — ISBN 0-7425-1971-6
  6. Awards for Madchen in Uniform на сайте Internet Movie Database (англ.) Пров.18-10-09.