ФЭНДОМ

Детский час (1961)
Posterside-left
Детский час (1961)
Posterside-right
Тематическая карта

The Children's Hour

Жанр:  Драма
Страна:  Flag of the United States США, 1961
Режиссёр:  Уильям Уайлер
В ролях:  Одри Хепбёрн, Ширли Маклейн
Язык:  Английский, 107 минут

Imdb 31x14 7.8   

«Детский час» (англ. The Children's Hour) — драма 1961 года американского производства режиссёра и продюсера Уильяма Уайлера. Сценарий Джона Хейза основан на пьесе с одноименным названием 1934 года Лилиан Хеллман. Фильм является римейком фильма «Эти трое» (1936), также снятым Уайлером. Считается одним из первых фильмов Голливуда, открыто обращающихся к гомосексуальности[1].

Подруги по колледжу Марта Доби и Карен Райт открывают частную школу для девочек в Новой Англии. С ними живёт и работает тётя Марты — Лили, актриса в годах, которая ведет уроки дикции. Карен уже два года обручена с Джо Кардином, работающим в этом же городе доктором. Марта относится к Джо с неприязнью, и тётя обвиняет её в эгоизме и желании присвоить Карен только себе. Одна из учениц школы, Мэри Тилфорд, — мстительная и коварная натура. Озлобившись на Карен, которая уличила её во лжи и наказала, Мэри жалуется своей бабушке, Амелии Тилфорд, что будто бы учительницы состоят в любовной связи. Случайные слова Лили, которая в очередной раз поссорилась с Мартой, добавляют масла в огонь, и перепуганная миссис Тилфорд забирает внучку из школы, чему та очень рада. Миссис Тилфорд предупреждает всех родителей — и вскоре школа пустеет, всех детей оттуда забирают. Не понимая, что происходит, Марта и Карен приходят к миссис Тилфорд. Здесь они узнают, что причиной всему — Мэри. Они пытаются разоблачить её ложь, но хитрой Мэри удается выкрутиться. Компаньонки подают в суд, обвиняя миссис Тилфорд в клевете, но проигрывают дело. Разразившийся скандал затрагивает и Джо. Его увольняют с работы, но он не желает отрекаться от Карен и Марты, предлагает им уехать всем вместе из города и начать жизнь заново. Но Карен мучается от неясных сомнений, она хочет разорвать отношения с Джо. В один из вечеров у Карен происходит объяснение с Мартой. Та признаётся ей, что ложь Мэри, будучи на самом деле ложью, открыла ей правду: она на самом деле любит Карен. Это открытие повергает её в бездну отчаяния. Считая себя порочной и грязной, причиной всего, что случилось с ними, Марта думает, что погубила Карен. В это время выясняется правда. Мисис Тилфорд узнаёт, что её внучка солгала. Она поражена, с ней едва не происходит приступ. Она приходит к подругам и просит простить её, обещая, что приговор суда будет отменён и репутация учительниц будет восстановлена. Карен и Мэри отклоняют её просьбу взять деньги как возмещение ущерба. Их поломанных жизней это уже не исправит. Марта вешается у себя в комнате. После похорон, на которых присутствует и Джо, и миссис Тилфорд, и другие жители города, Карен уходит одна.

Одри Хепбёрн Карен Райт
Ширли Маклейн Марта Доби
Джеймс Гарнер Джо Кардин
Мириам Хопкинс Лили Мортар
Вероника Картрайт Розали Велс
Фэй Бейнтер Амелия Тилфорд
Карен Балкин Мэри Тилфорд
Мими Гибсон Эвелин
Уильям Мимс Мистер Бертон
Салли Брофи Мать Розали
Filigree-right Значение Filigree-left

Фильм является одной из первых голливудских картин, затрагивающих вопросы гомосексуальности и получивших одобрение с учётом принятых поправок к кодексу Хейса[2]. Поправки, разрешившие после тридцатилетнего периода запрета отображать в фильмах гомосексуализм, рекомендовали показывать его с «осторожностью, благоразумием и сдержанностью», что на самом деле, по знаменитому высказыванию Вито Руссо, означало трактовать гомосексуальность «как грязный секрет»[3]. Именно таким образом и преподносится в фильме влюбленность Марты в Карен. Когда Марта в конечном итоге открывает, что «да», она чувствует «именно это» по отношению к Карен, она характеризует себя как «неправильную», «виновную» и «больную»[4], что приводит в итоге к самоубийству. Несмотря на то, что современный зритель может найти эту картину устаревшей, она по-прежнему открывает очень много о том, как понималась гомосексуальность в США в начале 1960-х. Прежде всего, женщина, о которой заявлялось, что она лесбиянка, считалась имевшей проблемы со здоровьем (физическим и/или психическим), о которых культурные люди воздерживались говорить[4]. Когда родители начали забирать детей из школы, ни один из них не желал объяснить Марте и Карен, почему они это делают. Когда же один всё-таки объсняет, то это происходит за дверьми, и зритель не слышит, что именно там говорится. Как указывалось многими критиками, «Детский час» — это фильм скорее о тяжелых последствиях слухов (в данном случае слухов о предполагаемой гомосексуальности), чем о гомосексуальности как таковой. Примечательно также, что картина обращает внимание на то, что возможна жизнь с открытым признанием себя гомосексуалом: Карен говорит Марте, что «жизнь других людей не была этим разрушена», — но Марта не может представить себя одной из таких людей[4]. В конце фильма Карен не возвращается к Джо, как того требовал бы счастливый конец. После похорон Марты она идет одна. Фильм не даёт ответ, какая у неё ориентация - гомосексуальная, гетеросексуальная или бисексуальная, предполагая, что это не важно. Что действительно важно, это то, что Карен показана женщиной, имеющей самообладание и способность самой решать свою судьбу, той, кто способен (в отличие от Марты) восстать против нетерпимости своего времени[5].

Filigree-right Награды Filigree-left

Фильм номинировался на «Оскар» в 5 категориях, «Золотой глобус» в 2 категориях и получил следующие награды[6]:

Награды
Laurel Awards 1962 Golden Laurel
Golden Laurel (2-е место)
Top Female Dramatic Performance
Top Female Supporting Performance
Ширли Маклейн
Фэй Бейнтер
Filigree-right Интересные факты Filigree-left
  • Попытка продюсера Сэмуэля Голдвина в 1936 году снять фильм по пьесе «Детский час», в которой открыто шла речь о лесбийских отношениях, из-за действия кодекса Хейса привела к тому, что фильм рассказывал о том, как две женщины борются за мужчину. Даже название «Детский час» было запрещено к употреблению, так как пьеса была хорошо известна. В итоге фильм получил название «Эти трое»[7].
  • Мириам Хопкинс, сыгравшая в фильме Лили Мортар, также принимала участие в первой экранизации пьесы — фильме «Эти трое» 1936 года, где она играла Марту Доби.
  • В фильме «Если бы стены могли говорить 2» 2000 года, посвященному лесбийской тематике, героини первой части картины, действие которой происходит в 1961 году, Эдит и Эбби в исполнении Ванессы Редгрейв и Мэриэн Селдес смотрят в кинотеатре именно «Детский час».
  1. Harry M. Brenshoff and Sean Griffin Queer images : a history of gay and lesbian film in America. — USA: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2006. — С. 85. — 321 с. — ISBN 0-7425-1971-6 (англ.)
  2. Harry M. Brenshoff, стр.94
  3. Harry M. Brenshoff, стр.93
  4. 4,0 4,1 4,2 Harry M. Brenshoff, стр.95
  5. Harry M. Brenshoff, стр.96
  6. Awards for The Children's Hour на сайте Internet Movie Database (англ.) Пров.18-10-09.
  7. Harry M. Brenshoff, стр.30