ФЭНДОМ

Огонь (1996)
Posterside-left
Огонь (1996)
Posterside-right
Тематическая карта

फायर ~ Fire

Жанр:  Драма
Страна:  Flag of India Индия, Flag of Canada Канада, 1996
Режиссёр:  Дипа Мехта
В ролях:  Нандита Дас, Шабана Азми
Язык:  Хинди, Английский, 108 мин.

Imdb 31x14 7.3   

«Огонь» (хинди फायर) — драма 1996 года канадского режиссёра и сценаристки, уроженки Индии, Дипы Мехта. «Огонь» — первый фильм из трилогии Мехты «Элементы». Второй фильм трилогии — «Земля» (1998), третий — «Вода» (2005).

Фильм рассказывает о двух семьях в современном Дели. Два брата живут в одной квартире вместе со своими женами и старухой-матерью Биджи, которая уже не в силах себя обслуживать. Старший из братьев Ашок занимается продажей фастфуда, младший Жатин — продажей видеокассет. Оба магазинчика расположены на первом этаже здания. Главные действующие лица — две невестки, вышедшие замуж за братьев путем устроенного семьями брака: Сита, которая только что вышла за младшего Жатина, и Радха, которая замужем за Ашоком уже 15 лет. Жены работают на кухне фастфуда и ухаживают за матерью. Семье помогает Мунду — наёмный работник, который работает в видеомагазине с Жатином и также помогает ухаживать за матерью братьев, не стесняясь заниматься мастурбацией в присутствии беспомощной женщины. Обе пары несчастны. Жатин, который был принужден к браку семьей, игнорирует Ситу и продолжает встречаться со своей прежней подружкой-китаянкой Джули, которую он по-настоящему любит. Джули не хочет выходить замуж за Жатина, так как это будет означать конец её карьеры актрисы. Ашок решил стать тапасом (аскетом), после того как выяснилось, что Радха бесплодна, и использует жену как проверку своей непреклонности в соблюдении целибата. С его точки зрения секс, если он не ведет к рождению детей, греховен. Ашок регулярно посещает проповеди Свамиджи. Страдая от непонимания мужьями, женщины обращаются друг к другу за утешением. Общение переходит в более глубокое чувство. Открыв друг в друге не только собеседника, но и по-настоящему близкого человека, они становятся любовницами. Мунду обнаруживает их связь и рассказывает о ней Ашоку. Тот застает женщин в постели. Сита уговаривает Радху порвать с их теперешней жизнью, бросить мужей и жить вместе. Но Радха остается, чтобы объясниться с мужем. В течение последующего выяснения отношений сари Радхи загорается от огня на кухне, и Ашок бросает её в пламени, не желая помочь. В финальной сцене Радха, обгоревшая, приходит к Сите.

Filigree-right Судьба фильма Filigree-left

Выпуск картины в Индии сопровождался спорами и актами вандализма. Несмотря на то, что фильм дважды прошёл Цензурную комиссию Индии, его появление сопровождалось уличными протестами, и он был отнесен средствами массовой информации к «порочным». Кинотеатры, демонстрирующие фильм, подвергались вандальным нападениям бунтующих толп людей[1]. В то время, как многие женщины и молодые индийцы поддерживали фильм за его критику господствующей культуры, старшие по возрасту, а также консервативные религиозные группы осуждали саму возможность его существования. Индуистские фундаменталисты рассматривали «Огонь» как попытку дискредитации их религии. Дипа Метха признавалась, что если бы она была мусульманкой, а не индуисткой, то, возможно, была бы убита[2].

Шабана Азми Радха
Нандита Дас Сита
Кулбхушан Кхарбанда Ашок
Джавед Джаффри Жатин
Кушаль Рекхи Биджи
Ранжит Чоудри Мунду
Элис Пун Джули
Рэм Гопал Баджадж Свамиджи
Filigree-right Награды Filigree-left

Награды
Barcelona International Women's Film Festival 1997 Приз зрительских симпатий Лучший художественный фильм «Огонь»
Outfest 1997 Приз зрительских симпатий
Приз большого жюри
Выдающийся художественный фильм
Выдающаяся актриса в художественном фильме
Дипа Мехта
Шабана Азми
International Filmfestival Mannheim-Heidelberg 1996 Специальный приз жюри Дипа Мехта
Vancouver International Film Festival 1996 Most Popular Canadian Film Дипа Мехта
Verona Love Screens Film Festival 1997 Лучший фильм Дипа Мехта
Filigree-right Интересные факты Filigree-left
  1. Harry M. Brenshoff and Sean Griffin Queer images : a history of gay and lesbian film in America. — USA: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2006. — С. 278-279. — 321 с. — ISBN 0-7425-1971-6 (англ.)
  2. 2,0 2,1 Harry M. Brenshoff С.279 (англ.)
  3. Awards for Fire на сайте Internet Movie Database Пров.23-10-09. (англ.)
  4. «Огненная ярость». История проката фильма «Огонь» в Индии Архив 1-4-11. (англ.)