ФЭНДОМ

Ребекка (1940)
Posterside-left
Ребекка (1940)
Posterside-right
Тематическая карта

Rebecca

Жанр:  Триллер
Страна:  Flag of the United States США, 1940
Режиссёр:  Альфред Хичкок
В ролях:  Лоуренс Оливье, Джоан Фонтейн
Язык:  , 130 мин.

Imdb 31x14 8.2   

Художественный фильм 1940 года режиссёра Альфреда Хичкока, экранизация одноимённого романа Дафны Дюморье. Фильм получил две премии «Оскар».

Максимиллиан де Винтер, владелец поместья Мэндерли, спустя год после смерти жены, красавицы Ребекки, прославившей их имение блистательными балами, приезжает в Монте-Карло. Там он встречает миссис Ван Хоппер и её юную компаньонку, имя которой мы так и не узнаём. Постепенно Максимиллиан так увлекается молодой девушкой, что вновь вступает в брак. Робкой и застенчивой девушке нелегко приходится в Мэндэрли, владении семьи Де Уинтеров в Корнуэлле, где всё напоминает о прежней хозяйке, да ещё и экономка, миссис Денверс, как-то неестественно предана Ребекке. Но это только начало бед, которые выпадут на долю новой миссис де Винтер. Так ли идеальна была Ребекка, какие тайны гложут новобрачного и зачем на берегу моря стоит старый лодочный сарай, внутренне убранство которого сравнимо с номерами самых дорогих отелей Европы?

Лоуренс Оливье  Джордж Фортескью Максимиллиан де Винтер
Джоан Фонтейн  вторая миссис де Винтер
Джудит Андерсон  Миссис Денверс
Джордж Сандерс  Джек Фэвелл
Найджел Брюс  Жиль Лэси
Реджиналд Денни  Фрэнк Кроули
С. Обри Смит  полковник Джулиан
Глэдис Купер  Беатрис Лэси
Флоренс Бэйтс  миссис Эдит ван Хупер
Лео Дж. Кэрролл  доктор Бэйкер
Мелвилл Купер  следователь
Filigree-right Награды и номинации Filigree-left

Награды
«Оскар» 1941 «Оскар» Лучший фильм
Лучшая работа оператора
«Ребекка»
Джордж Барнс
Номинации
  • 1941 — Премия «Оскар»
    • Лучшая мужская роль — Лоуренс Оливье
    • Лучшая женская роль — Джоан Фонтейн
    • Лучшая женская роль второго плана — Джудит Андерсон
    • Лучший режиссёр — Альфред Хичкок
    • Лучшая работа художника — Лайл Уилер
    • Лучшие эффекты и спецэффекты — Джек Косгроув (фото), Артур Джонс (звук)
    • Лучший монтаж — Хэл Керн
    • Лучшая музыка — Франц Ваксман
    • Лучший сценарий — Роберт И. Шервуд, Джоэн Хэррисон
Filigree-right Лесбийский мотив в фильме Filigree-left

«Ребекка» была тщательно исследована Production Code Administration в аспекте её соответствия Кодексу Хейса на предмет наличия в фильме лесбийского подтекста и благополучно прошла проверку[2]. Однако присутствие в фильме лесбийского мотива подтверждается как исследователями кино, так и лесбийской аудиторией[3][4]. Запрет на открытый показ на экране тех или иных «нетрадиционных» склонностей на самом деле дал дополнительную возможность обнаружить эти склонности. Завуалированный смысл погружён на более глубокие уровни киноматериала, нужный образ создаётся из отдельных деталей и требует активного соучастия зрителя в истолковании. Представление заменяется на представимость[2]. Иногда способом показать персонажа с нетрадиционной ориентацией становился намеренный отказ от его показа как такового, персонаж «жил» лишь в воспоминаниях прочих героев. Схожий приём использован и в «Ребекке», когда титульная героиня, объект страсти экономки имения, миссис Денверс, попросту отсутствует в фильме[4][5]. Таким образом, запретные отношения искоренены в самом зародыше, они, казалось бы, невозможны в принципе по причине отсутствия одной из сторон, что обеспечивает прохождение цензуры. Однако это не избавляет от возможностей толкования, напротив, служит ключом к пониманию. Отсутствие Ребекки может интерпретироваться именно как нарочитое подчёркивание отсутствия лесбианизма, что особенно заметно в сравнении с замечанием Дэвида Селзника, продюсера фильма: «Мы не допустим сексуальных извращений, даже предполагаемых»[6]. Миссис Денверс наделена типичным «лесбийским» набором стереотипных черт, характерным для периода американского кинематографа, начиная с 1920-х годов: брутальный тип женщины, злодейка по сюжету, брюнетка, постоянно облачённая в закрытую тёмную одежду. Весь её облик не вызывает и намёка на сочуствие, и даже её одержимость направлена на уже мёртвого человека[3][4][7]. Именно все эти черты и выдают в ней то, что открыто в сюжете не озвучивается. Лесбийские наклонности миссис Денверс столь же очевидны, как и нетрадиционная ориентация мисс Холловей, героини другого классического фильма этого времени Незваные[8][9]. Гомосексуальность самой Ребекки остаётся вопросом открытым и среди исследователей нет относительно её единого мнения[9]. Но роль Ребекки как объекта женской страсти очевидна[10][3].

  1. Awards for Fire на сайте Internet Movie Database Пров.23-10-09. (англ.)
  2. 2,0 2,1 Hollywood Lesbians. Genders (2000) Annamarie Jagose interviews Patricia White about Her Latest Book «Uninvited: Classical Hollywood Cinema and Lesbian Representability». (англ.) Архив 16-7-11.
  3. 3,0 3,1 3,2 Alison Darren Rebecca 1940 // Lesbian Film Guide. — London and New York: CASSEL, 2000. — С. 177. — 246 с. — ISBN 0-304-33376-X
  4. 4,0 4,1 4,2 Harry M. Brenshoff and Sean Griffin The Production Code and “Sex Perversion” // Queer images : a history of gay and lesbian film in America. — USA: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2006. — С. 32. — 321 с. — ISBN 0-7425-1971-6
  5. Patricia White Uninvited: classical Hollywood cinema and lesbian representability. — USA: Indiana University Press, 1999. — С. xxi. — 269 с. — ISBN 9780253213457
  6. Uninvited, 1999, с. 65
  7. Richard Dyer Queer Noir // The culture of queers. — USA: Routledge, 2002. — С. 96. — 244 с. — ISBN 9780415223768
  8. Queer images, 2006, с. 66
  9. 9,0 9,1 Uninvited, 1999, с. 66
  10. Queer images, 2006, с. 67