ФЭНДОМ

Чёрный лебедь (2010)
Posterside-left
Чёрный лебедь (2010)
Posterside-right
Тематическая карта

Black Swan

Жанр:  Триллер
Страна:  Flag of the United States США, 2010
Режиссёр:  Даррен Аронофски
В ролях:  Натали Портман, Мила Кунис
Язык:  Английский, 108 мин.

Imdb 31x14 8.0   

«Чёрный лебедь» (англ. Black Swan) — психологический триллер[1][2] 2010 года Даррена Аронофски о балерине, которая медленно сходит с ума во время постановки «Лебединого озера». Главные роли в фильме исполняют Натали Портман, Венсан Кассель и Мила Кунис. Мировая премьера состоялась 1 сентября 2010 года на открытии 67-го Венецианского международного кинофестиваля. Лента претендовала на премии Американской киноакадемии за лучший фильм, режиссуру, операторскую работу, главную женскую роль и монтаж. В итоге фильм получил «Оскар» в категории «Лучшая актриса» (Натали Портман).

Балетная труппа Линкольн-центра в Нью-Йорке планирует новую постановку балета «Лебединое озеро». Прима-балерина Бет Макинтайр вынуждена покинуть сцену из-за своего почтенного для балерины возраста. На главную роль претендуют несколько молодых балерин, среди которых оказывается Нина Сейерс — дочь несостоявшейся балерины, посвятившей всю жизнь заботе о дочери. Французский хореограф Тома́ Леруа́ не уверен в том, что Нина — идеальный кандидат на роль. Он считает, что она прекрасна в роли белого лебедя, но слишком скованна и недостаточно страстна в роли чёрного. В то же время с Ниной навязчиво пытается завязать дружбу другая молодая балерина — Лили.

Натали Портман Нина Сейерс
Мила Кунис Лили
Венсан Кассель Тома Леруа
Барбара Херши Эрика Сейерс, мать Нины
Вайнона Райдер Бет Макинтайр
Бенжамен Мильпье Дэвид
Ксения Соло Вероника
Кристина Анапо Галина
Джанет Монтгомери Мэйделин
Себастиан Стэн Эндрю
Тоби Хемингуэй Том

Даррен Аронофски предложил Миле Кунис роль Лили через Skype без прослушивания;[3] Портман и Кунис полгода посвятили работе над своими ролями. Им нужно было сильно похудеть и научиться балетной пластике, чтобы выглядеть убедительно в качестве профессиональных танцовщиц. У обеих актрис были дублёрши с профессиональной подготовкой в области классического танца, однако и самим актрисам пришлось овладеть азами балетной техники, так как время от времени съёмку приходилось вести крупным планом. Появлялись сообщения, что во время съёмок Портман получила травму рёбер и сотрясение мозга.[3] Сразу после премьеры в Венеции на страницах киноизданий появились многочисленные прогнозы о том, что за эту роль Портман получит «Оскар». Глен Кенни, например, заявил, что это не столько роль, сколько настоящее превращение[4]. По словам Андрея Плахова, Портман сделала «всё возможное и невозможное, чтобы преодолеть свой маленький рост и несовершенство пластики»[5]. Р. Корлисс критически оценил послужной список Портман, заметив, что раньше от неё режиссёры не требовали ни танцев, ни актёрской игры; тем не менее он отметил при отсутствии в игре актрисы «полной убедительности» её «удивительную самоотдачу»[6]. Впрочем, приз имени Мастроянни лучшему молодому дарованию из Венеции увезла не Портман, а Мила Кунис (фестивальные остряки окрестили награду «За лучший кунилингус»)[7]. Из остальных актёров кинокритиками была отмечена убедительность Венсана Касселя в достаточно трафаретной роли хореографа а-ля Джордж Баланчин. Большое впечатление произвела Барбара Херши, про которую было сказано, что она неприметно лепит из своей периферийной для сюжета героини «священное чудовище» монументальных пропорций[8][4][9].

Filigree-right Темы Filigree-left

В фильме сведены воедино традиционные для романтизма темы— двойничество, вторжение спектакля в жизнь актёров, физическое превращение героя в свою противоположность, однако трактованы они с позиций лакановского психоанализа. Главная героиня, которой уже далеко за 20, при всём своём профессиональном перфекционизме инфантильна в психологическом отношении («её плоть столь же худосочна, как и её разум»[10]). Она не испытывает никакого интереса к противоположному полу и сексуальной стороне жизни, так как с детства живёт в неразрывном психологическом симбиозе с одинокой матерью, в окружении розовых плюшевых игрушек, которые «по мере развития действия скорее напоминают тюремщиков, чем друзей»[10]. Вся энергия её либидо вытеснена в непрерывные тренировки и направлена на достижение профессионального совершенства. Властный режиссёр (фигура отца во фрейдистской терминологии) увязывает её профессиональные перспективы с необходимостью погружения в «тёмную» сторону личности[8]. Под давлением режиссёра и новой роли вытесненное либидо начинает возвращаться к ней в виде извращённых галлюцинаций. Героиня испытывает раздвоение личности и другие разрушительные последствия активизировавшегося психоза[9].

Filigree-right Источники вдохновения Filigree-left

Некоторые мотивы в фильме Аронофски можно найти в «квартирной трилогии» Романа Поланского. В своих рецензиях ведущие кинокритики спорят о том, к какому из фильмов трилогии ближе всего «Чёрный лебедь» — «Отвращению», «Ребёнку Розмари» или «Жильцу». По-разному высказываются на этот счёт и его создатели. Аронофски в интервью USA Today упоминает «Жильца», а также повесть Достоевского «Двойник» и классическую мелодраму «Всё о Еве»[11]. Портман заявила, что «Лебедь» ближе всего к «Ребёнку Розмари». Режиссёр поспорил с ней, отметив, что большее влияние на его замысел оказали «Жилец» и «Отвращение»[12]. Винсент Кассель сказал, что это лента в стиле раннего Поланского времён «Жильца» и в стиле раннего Кроненберга[13]. Как и у Кроненберга, источник ужаса в «Чёрном лебеде» — необъяснимые мутации человеческого тела. О «Жильце» напоминают музыка в стиле Филиппа Сарда, квартирная клаустрофобия, соматические мутации, посещение больницы. Кинообозреватель британской газеты Guardian назвал «Лебедя» лучшим фильмом на тему распада женской личности со времён «Отвращения», однако в плане кинематографии, параноидального ощущения закулисного заговора сил зла, пугающих нью-йоркских интерьеров поставил его на одну доску с «Ребёнком Розмари»[8]. Помимо Поланского и Кроненберга, при обсуждении «Чёрного лебедя» чаще других упоминаются фильмы британцев Майкла Пауэлла и Эмериха Прессбургера — «Чёрный нарцисс» (1947) и «Красные башмачки» (1948), самый знаменитый в истории кино фильм о балете[8][10]. Гленн Кенни воспринял «Чёрного лебедя» как эксцентричную помесь «Красных башмачков» и «Жильца»[4]. Джим Хоберман назвал фильм пюре из «Красных башмачков», «Отвращения» и «Кэрри», который режиссёр посыпал тёртым сыром от Ардженто[9]. Ричарду Корлиссу из журнала TIME «Чёрный лебедь» напомнил фильмы Поланского, Ардженто, Де Пальмы, Кроненберга и Финчера, а также классические ленты о закулисной жизни актёров — «Двойную жизнь» с Р. Колманом и те же «Красные башмачки»[6].

Filigree-right Критика Filigree-left

Манола Даргис (The New York Times) похвалила Аронофски за то, что ему удалось преодолеть все те штампы, которыми изобилует его материал[10]. Псевдодокументальная манера съемок в стиле братьев Дарденн показалась ей весьма уместной для того, чтобы приблизить зрителя к главной героине, дать почувствовать её нервное дыхание[10]. В демонстрации бьющих прямо в глаза галлюцинаций Райан Гилби увидел перегиб: чем больше режиссёр наваливает их друг на друга, тем меньше они волнуют зрителя. Всякое сравнение «халтуры» Аронофски с классическими лентами Поланского он счёл неуместным[14]. Крайне негативно отозвался о фильме Кеннет Туран в Los Angeles Times. Он посетовал на чрезмерную прямолинейность режиссёрской манеры Аронофски, который «приводит зрителя к покорности» чуть ли не отбойным молотком[15]. Туран назвал фильм мелодраматичной «макулатурой высокого полёта» (high-art trash), где балет представлен как своего рода кровавый спорт[15]. Дж. Хоберман согласился с тем, что «Чёрный лебедь» — это «напыщенный китч», однако его «абсурдной браваде» трудно противиться. По его словам, это «самый необузданный и смехотворный фильм о театральном закулисье со времён „Шоугёлз“». Подоплёка всего происходящего — «проникновение, кровь и психоз». Режиссёр переводит его на киноязык использованием резких монтажных склеек, непредсказуемого кадрирования, капризной игры света и тени. Камера шатается, подпрыгивает и выделывает балетные пируэты, словно её подбрасывают на сцене вместе с Портман[9]. Смешанные чувства вызывал «Чёрный лебедь» и у Р. Корлисса. В работе Портман он отметил отсутствие «полной убедительности», но вместе с тем «удивительную самоотдачу», и в целом критик оценил «Лебедя» как шаг вперёд по сравнению с «Рестлером» — лентой малооригинальной в плане «картинки» и трафаретной в плане «истории»[6]. Роджер Эберт оценил фильм в 3,5 звезды из 4-х[16].

Filigree-right Параллели с «Рестлером» Filigree-left

Многими были отмечены параллели между «Чёрным лебедем» и предыдущим фильмом Аронофски, «Рестлером»[9][17][18]. Подобно «Рестлеру», это полная документальных подробностей история полной самоотдачи человека своему делу, рассказ о доходящем до мазохизма профессионализме исполнителя[14]. Такой рассказ даёт актёрам шанс показать свою многосторонность, полностью погрузиться в свою роль[9]. В «Рестлере» герой Микки Рурка движим глубоким внутренним чувством собственного достоинства, поступки же Нины обусловлены прежде всего жёсткими установками матери, с самого детства лишившей дочь возможности выбора[18]. Аронофски изначально думал снять фильм о любви рестлера и балерины. Его завораживало, что и рестлеры, и балерины используют в качестве главного инструмента самовыражения собственное тело[12].

Filigree-right Награды Filigree-left

Фильм получил следующие награды:

Награды
«Оскар» 2011 Лучшая женская роль Натали Портман
Золотой глобус 2011 Премия Голливудской ассоциации иностранной прессы Лучшая женская роль (драма) Натали Портман
Премия Гильдии киноактёров США 2011 Лучшая женская роль Натали Портман
  1. Ъ-Газета — Танец бешеных лебедей
  2. Российская газета — Американский триллер с русскими страданиями
  3. 3,0 3,1 IMDb — Black Swan (2010) — Trivia
  4. 4,0 4,1 4,2 Glenn Kenny 'Black Swan' Soars // MSN Movies. — 2010.
  5. Ъ-Газета — Лебеди легкого поведения
  6. 6,0 6,1 6,2 'Black Swan' Review: Natalie Portman Oscar-Worthy as Ballerina? — TIME
  7. Ъ-Газета — Одомашненные «Львы»
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Black Swan — review | Film | The Guardian
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 J. Hoberman Natalie Portman Goes Batshit in a Tutu in Black Swan // Village Voice. — 2010.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Movie Review — 'Black Swan' — Natalie Portman as Dancer in ‘Black Swan’ — Review — NYTimes.com
  11. 'Black Swan' stars step deftly into roles — USATODAY.com
  12. 12,0 12,1 'Black Swan' Director Darren Aronofsky On Ballet, Natalie Portman And Lesbian Kisses — MTV Movie News| MTV
  13. Vincent Cassel on Mesrine, Black Swan, and Acting: 'You Need a Hard-On, Perpetually' | Movieline
  14. 14,0 14,1 New Statesman — Neds and Black Swan
  15. 15,0 15,1 Movie review: 'Black Swan' — Los Angeles Times
  16. Ebert, Roger Black Swan :: rogerebert.com :: Reviews. Chicago Sun-Times (2010-12-01) Пров.24-12-10.
  17. Rex Reed Fowl Play: Black Swan Is an Overhyped Ugly Duckling // New York Observer. — 2010.
  18. 18,0 18,1 Peter Debruge Black Swan // Variety. — 2010.