ФЭНДОМ

Ящик Пандоры (1929)
Posterside-left.svg
Ящик Пандоры (1929).jpg
Posterside-right.svg
Тематическая карта

Die Büchse der Pandora ~ Pandora's Box

Жанр:  Драма
Страна:  Flag of Germany.svg Германия, (Веймарская республика), 1929
Режиссёр:  Георг Вильгельм Пабст
В ролях:  Луиза Брукс, Фриц Кортнер, Фрэнсис Ледерер
Язык:  немой фильм, 140 мин. (ориг. версия)[1], 133 мин. (восст. версия)

Imdb 31x14.png 8.0   

Классический[2][3] немецкий немой фильм, поставленный в 1928 году[1] Георгом Вильгельмом Пабстом с Луизой Брукс в главной роли. Премьера состоялась 29 января 1929 г.

Красавица Лулу оказывает на окружающих магнетическое влияние. Играя на чувствах, она идёт по опасной дороге от мужчины к мужчине. Но игра для неё лишь забава, путь её не имеет цели. Мужчины расстаются с жизнью, влюблённая подруга следует за Лулу с преданностью собаки, а сама Лулу не может догадаться, что путь без цели не может закончиться ничем хорошим.

Луиза Брукс Лулу
Фриц Кортнер Доктор Людвиг Шён
Фрэнсис Ледерер Альва Шён
Карл Гётц Шигольх
Краффт-Рашиг Родриго Кваст
Алис Робер Графиня Августа Гешвитц
Дэйзи Д´ора Шарлотта Мария Аделаида фон Царников
Густав Диссль Джек Потрошитель
Михаэль фон Невлински Маркиз Касти-Пьяни
Зигфрид Арно Инструктор
Filigree-right.svg История создания Filigree-left.svg

Фильм основан на двух пьесах Франка Ведекинда — «Дух земли» и «Ящик Пандоры» («Ларец Пандоры»). Одна экранизация второй из названных драм уже была создана в 1921 году; роль Лулу там исполняла Аста Нильсен. После долгих поисков актрисы на главную роль Пабст увидел Луизу Брукс в фильме «Девушка в каждом порту» (1928) Говарда Хоукса и попытался связаться с Paramount Pictures, где работала Брукс, чтобы добиться её участия в «Ящике Пандоры». Предложение Пабста даже не было рассмотрено голливудской студией; Пабсту удалось пригласить Брукс в свой фильм, только когда её контракт с Paramount был разорван. До того, как Брукс дала согласие на съёмки, Пабст рассматривал кандидатуру Марлен Дитрих[4].

Filigree-right.svg Реакция критики и позднейшее признание Filigree-left.svg

Непосредственно после появления фильм не вызвал одобрения критиков[5][6]. За пределами Германии была показана перемонтированная версия ленты, из которой были изъяты сомнительные с точки зрения морали моменты, и которая заканчивалась хэппи-эндом. Успеха картина не имела; к примеру, обозреватель газеты The New York Times назвал фильм «бессвязной мелодрамой»[4]. В Германии вызвало недовольство искажение текста Ведекинда и тот факт, что главную роль исполнила американка[4]. Однако истинная причина недовольства состояла скорее всего не в том, что Пабст попытался переложить в визуальный ряд пьесу, чьё основное достоинство состояло в тонко продуманных диалогах, а в том, что экспрессионизм пьесы не соответствовал реализму двадцатые «золотых двадцатых», царившему в Германии на момент выхода фильма[6]. Фильм был заново открыт в 1950-е годы и причислен к классике немецкого кино эпохи Веймарской республики[7][8]. Он регулярно попадает в разнообразные списки лучших фильмов[8][9][10]. На сайте They Shoot Pictures, Don’t They?, который обобщает из разных источников рейтинги, составленные кинематографистами и критиками, «Ящик Пандоры» занимает 213 место среди тысячи самых прославленных фильмов всех времён[11]. Пабсту, как пишут критики, удалось создать на экране особую атмосферу «сексуального безумия»[8]. Он блестяще владеет режиссурой, иногда для передачи драматического конфликта режиссёру достаточно одного кадра[12]. Визуально картина построена на контрастном кьяроскуро, большую роль играют тени и туман[12]; по словам Майкла Уилмингтона, эти приёмы предвосхищают эстетику американского (кино) нуара[11]. Картина в целом состоит из нескольких сегментов, каждый из которых имеет собственных неповторимый стиль. Отношения Лулу с доктором Шёном полны психологического реализма. Лондонская кода заретушевана экспрессионистическими элементами. Сцена ревю, выполненная в голливудском стиле, насыщена энергией и юмором[5]. Особое место в поздних отзывах на «Ящик Пандоры» занимает игра Луизы Брукс. Анри Ланглуа вскоре после того, как фильм был заново открыт критикой, произнёс: «Нет никакой Гарбо. Нет никакой Дитрих. Есть только Луиза Брукс»[13]. Дэвид Томсон писал о том, что Брукс создала не просто персонаж, но навсегда утвердила в кино образ femme fatale[14]. Михаил Ямпольский, в свою очередь, сравнивает её с Брижит Бардо, Джин Сиберг и Анной Карина: по мнению этого искусствоведа, все они — воплощения чистой женственности; «актрисы „вне амплуа“, актрисы „собственного тела“»[9]. По словам известного американского критика Роджера Эберта, именно благодаря Брукс картина оказалась в числе выдающихся произведений кинематографа[10].

Filigree-right.svg Мотивы Filigree-left.svg

Название картины отсылает к древнегреческому мифу о Пандоре, которая, из любопытства открыв ларец, данный ей богами, выпустила на волю беды, обрушившиеся на мир. Точно так же Лулу приносит несчастья всем, кого с ней сталкивает судьба. Сравнение Лулу с Пандорой прямо высказано в самом фильме в сцене суда. Фильм часто упоминается в качестве одного из первых, открыто показывающих лесбийские отношения[8][15]: мужеподобная графиня Августа Гешвитц в фильме испытывает романтическое влечение к Лулу.

Filigree-right.svg Примечания Filigree-left.svg
  1. 1,0 1,1 International dictionary of films and filmmakers / editors, Tom Pendergast, Sara Pendergast. — 4th ed. — USA: St. James Press, 2000. — Т. 1. Films. — С. 185. — 1503 с. — ISBN 1-55862-450-3
  2. Pandora's Box. allmovie (англ.) Пров.8-3-11.
  3. Pandora's Box. Rotten Tomatoes (англ.) Пров.8-3-11.
  4. 4,0 4,1 4,2 Hoberman, J. Opening Pandora's Box. The Criterion Collection (27 ноября 2006) (англ.) Архив 29-3-11.
  5. 5,0 5,1 Tom Pendergast, Sara Pendergast, 2000, с. 187
  6. 6,0 6,1 Зигфрид Кракауэр От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино = From Caligari to Hitler. A Psychological History of the German Film. — Москва: Искусство, 1977. — С. 183. — 320 с. — 10 000 экз.
  7. Dawson, Tom. Pandora's Box (Die Bülchse der Pandora) (2006). BBC (30 ноября 2006) (англ.) Архив 29-3-11.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Malcolm, Derek. GW Pabst: Pandora's Box. Guardian (22 июля 1999) (англ.) Архив 29-3-11.
  9. 9,0 9,1 Ямпольский М. Б. Ящик Пандоры // Первый век кино : сб.. — М: Локид, 1996. — С. 167.
  10. 10,0 10,1 Ebert, Roger. Pandora's Box: Roger Ebert.com. Chicago Sun-Times (26 апреля 1998) (англ.) Архив 29-3-11.
  11. 11,0 11,1 The 1,000 Greatest Films: 201-250. They Shoot Pictures, Don't They? (Январь 2011) (англ.) Архив 29-3-11.
  12. 12,0 12,1 Лотта Айснер The Haunted Screen: Expressionism in the German Cinema and the Influence of Max Reinhardt. — 2008. — С. 295—303.
  13. Corliss, Richard. Lulu-Louise at 100. Time (14 ноября 2006) (англ.) Архив 29-3-11.
  14. Thomson, David. Kiss me, deadly. Guardian (24 ноября 2006) (англ.) Архив 29-3-11.
  15. Harry M. Brenshoff and Sean Griffin Queer images : a history of gay and lesbian film in America. — USA: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2006. — С. 24. — 321 с. — ISBN 0-7425-1971-6